Фэндомное, ненужноеА ещё была в кино. Щас буду писать бессвязно всякую ерунду, которую потом придётся удалять. И спойлеры, конечно.
>>>Может, помните: однажды я села смотреть КА-2, потому что добросовестно заблуждающиеся обещали, что там есть роль у Роберта Дауни-мл.? А там оказался Зимний Солдат, и вот что из этого вышло. И вот теперь случайность дала крен на другой борт: я пошла на КА-3, потому что там обещали Зимнего Солдата. А там оказалась роль у Роберта Дауни-мл. Гори оно все огнем, блин.
Нет, я никогда не буду про такое писать. И нет, самое острое, самое яркое, просто незабываемое впечатление — от нового Баки, конечно. И прежде всего - от его новой физики. В сцене побега из румынской норы, когда он спрыгивает с крыши на... не успела увидеть, какой-то этажный выступ десятком метров ниже? — господи, какое там приземление неточное, танцующее, оступился и удержал равновесие, и секундами позже уже совсем на асфальт — ещё раз так же. Какой лёгкий, какой живой!.. какой...
можно даже не спрашивать, Зимний ли он Солдат. Видно, что нет. А помните, как он в просвет между лестничными маршами прыгает и в конце хватается рукой для остановки? и кричит, когда повисает? И об асфальт тормозит по-новому, и всё, вот прямо всё у него другое. Потом, под триггером, Солдат появляется снова, и можно сравнить новую пластику живого человека со старой, механистичной пластикой бесчувственного автомата. Контраст просто в глаза бьет, а на нем ещё акцент камерой сделан.
Ещё из обжигающего - безотказный контр-триггер для восстановления вменяемости, снова. "Выполняешь приказ - выполняй, только мне сперва грудные мышцы от рёбер оторви". Имхо, на что-то такое Стив и рассчитывал заранее, вкладывал уже в свой ответ Наташе: если, мол, Баки слетел с катушек, то брать его должен я. Не только потому, что у меня есть шанс выжить - есть шанс и вернуть его. Жаль, совсем убрать триггеры таким способом нельзя (
Очень к месту и ко времени пришлась сквозная идея фильма: человек должен быть себе хозяином, думать своими умом и сердцем. Ее вертят в разных сценах много раз, рассматривают со всех точек. Иметь возможность сослаться на инструкцию или приказ - безусловно, проще и безопаснее. Но это не дело по целому ряду причин. Хотя я работаю как раз в той сфере, где ставка высока, и интересом самих работников давно уже стала разработка настолько подробных инструкций и руководств, чтобы их хватило на все случаи жизни. Да может, как раз поэтому и пришлось так к месту. Правда, я не поняла, почему у агитации "за" Sokovia Accords такой упор на случайные и форс-мажорные, в общем-то, побочные потери при _вынужденных_ действиях в _безвыходной_ ситуации? От форс-мажорных потерь придумана, увы, только страховка. Расписаться за нежелание их допускать можно в статыщахмильонов бумажек, и это ничего не изменит. Форс-мажор безразличен к руководству, пусть даже из ООН.
Ещё из бессвязного: невыносимо врезалось в память, как легко и светло Баки улыбается, когда лежит на полу с оторванной рукой. Как очевидно и тихо ему не жаль ни её, ни себя. Как ему, наконец-то, хорошо и свободно в этой последней схватке: он, наконец, защищал, и, наконец, того, кого должен.
Холодноватая динамика в старбаксе зашла мне вот прямо очень. Попала в исходный хэдканон. Так и может, имхо, выглядеть взаимодействие двух людей, которые оба искренне не знают, что они значат для другого. То есть, для себя - знают, очень хорошо, а для другого - нет, и собственные любовь и доверие не считают основанием активно навязываться. Боятся вторгнуться в чужую жизнь и навредить. И сближаются по шагу, осторожно и бережно, а все вокруг них звенит от напряжения. Хочется, конечно, больше и больше. Но в другое я бы не поверила.
И не знаю теперь, что ещё можно додумывать о старбаксе. Фильм будто бы подвёл черту: да, вот оно все прямо там, в каноне - и близость, и безусловность, и абсолютное доверие, и встречная порядочность, и надежность за гранью жизни и смерти. Стержень фикшена подтвердился целиком. За это прямо хочется сказать спасибо))
Про женщин. Смутно жалею, что совсем ничего не сложилось со вторым любимым пейрингом - бакинатом. Но уж лучше так, чем как с третьим, романоджерсом: вот же, блин, летучий голландец! Рыбка из хокку, которая вот только что была, вот наверняка где-нибудь за кадром, просто она не нужна никому - ни ему, ни ей, вот и плавает себе свободно. Наташи против ожиданий оказалось удивительно много. Даже слишком. Чуть ли не в каждой бочке затычка. И какая же она русская, просто нет слов. Это ведь сказки всё про скрепоносцев и особенно анархистов, а на деле чаще всего мы так и поступаем: соглашаемся на путь наименьшего сопротивления, параллельно ища способ подруливать оставшимся на руле одним пальцем. Хотя я думаю, вообще-то, это общечеловеческое.
Приходится принимать как окончательную данность флирт и сближение Наташи в каждом фильме с новым персонажем. Увы. Или не увы, а класс. Вот сидит, сидит во мне желание представлять её доступной только поверхностному контакту, а в глубине она при всей развратности закрыта наглухо, скована страхом и настоящей близости боится. Хэдканон такой хэдканон. Но черт, очень симпатичной внезапно показалась Шэрон. И черт, Стив действительно поцеловал её сам. А хотел поцеловать ещё у лифта, это прямо в глаза бросилось. Не знаю, как укладывать это в голове рядом с его любовью к Пегги.
Ну и теперь главное, которое меня гложет. Вряд ли кому-то это интересно, да и думать об этом стоит долго и трудно, но не могу, хоть немножко выговорю по горячим следам. Я провалилась в Тони с первого действия и не могла освободиться до начала последней схватки. Такая знакомая была история и такая родная. По смыслу, я имею в виду. История человека, который берет на себя родительскую-руководящую роль, не имея нужной для этого зрелости. И идёт к зрелости в процессе. От искушающей мысли о том, что мир неплохо упорядочен и кому-то в нем можно доверить решение, как тебе поступить - к пониманию, что вокруг полный хаос, что в каждой спорной ситуации нужно смотреть в оба глаза на все доступные обстоятельства и полагаться следует только на себя. Но чтобы на себя полагаться, нужно себе доверять. А чтобы себе доверять... Нет, дело там совсем не в череде больших и мелких бед. Чтобы себе доверять, нужно себя не подводить. Иногда - защищать, иногда - не перегружать ответственностью за то, что твоему контролю не подвластно, иногда - побуждать делать то, что тебе нужно, вопреки сомнениям и страху. Быть себе вменяемым и добрым хозяином. Тони себе не вменяемый. И не хозяин. Он не доверяет сам себе и сам против себя бунтует. Может быть, изначально всему этому Тони научил отец. Недаром же контраст выложен просто на блюдечке: Тчака говорит сыну: "Я тобой горжусь", а сын порывисто целует его руки — и это опора; Говард говорит: "От тебя нечего ждать", а сын не может заставить себя даже обнять его на прощание — и это дыра. К сорока годам, конечно, пора усыновлять и перевоспитывать себя самому. Отвыкать думать в категориях чужого одобрения-неодобрения. Но где пора и где Тони.
Ещё одна сторона незрелости - пытаться дать другим то, что нужно тебе самому. Пытаться помочь другим тем же, что и себе. И ограничить их тем же. Адекватный, взрослый подход - понимать, что всем нужно разное. Тони долго не может этого увидеть (с самого начала, когда раздаёт гранты всем без разбора). Я на своём материнском месте просто извертелась: когда-то совпадала с ним просто дословно. И одним из самых больших моих просветлений на ниве родительства было то, что дезадаптивные решения часто диктуются неспособностью видеть другого человека непредвзято, без проецирования. А для этого действительно нужно подальше засунуть своё эго. Не в смысле пренебречь им. Просто с глаз убрать, когда смотришь на другого. Правда, как его уберешь и засунешь, когда оно болит - не дотронешься... И как же классно это обстоятельство было в фильме воплощено.
Может, это и пожалейка, конечно, но нигде и никогда я Тони не любила так, как в Гражданке. Просто потому что он человек. Просто потому, что он живой. Стив, безусловно, в тысячи раз взрослее, сильнее и красивее. И позиция его, что по Акту, что по Баки, что по всему остальному - это просто позиция зрелого человека. И чувства в неё вплетены органично и правильно. Так всегда и бывает, если себя не обманывать.
![](https://66.media.tumblr.com/9f003b34d8eee2c8b697ed0098ac1664/tumblr_o6umcslipW1v8dr63o3_500.gif)
Но своя, живая красота и у Тони была. Особенно хорошо её оттенял Вижен - неживой и нечеловек. Тот случай, когда взрослости и нет, и не намечается, и взяться неоткуда даже теоретически. Одни разговоры об общем благе и ни малейшей объективности. Даже не думала, что это будет настолько отталкивающе.
Я проспойлерила себе сцену последней схватки. И вплоть до того самого засекреченного рапорта даже сердилась на сценаристов - зачем она? Просто довести до конца логику интриги с Земо? Но логике эмоционального сюжета Тони она противоречила: он очень далеко продвинулся по пути взросления. И встреча со Стивом, все эти "рад тебя видеть", они звучали, как развязка. Но когда все началось, я передумала ) это и было то, ради чего нужно себя воспитывать, мирить с собой и отращивать внутренний стержень. Без него человек до такой степени уязвим. Не в том смысле, что страдает от зрелища гибели родителей - любой бы страдал. В том, что становится лёгкой добычей для манипуляторов и не отличает врагов от друзей, своих от чужих.
Я думаю, что Стив знал про родителей Тони. Он и сам это сказал. Просто не знал подробностей. Наравне со зрителем, который тоже видел рапорт в несколько заходов: от совсем скупого отрезка до детальной картины. Но Тони и сорвали подробности.
А ещё я думаю, что в той последней схватке Стив защищает не только Баки. Но и Тони, как это ни парадоксально. Тони не хозяин себе, как и было сказано, и Стиву он чужой - но тому приходится решить за него, что убийства не будет. И когда Старк опомнится, он с этим решением согласится.
И извиняться, я думаю, должен он.
...сформулировала для себя еще, про Стива:
Accords - это не закон, это договор. Неподписание договора - не вопрос этики, а только вопрос согласия с условиями. Баки не был контраргументом Стива, он и появился только в день подписания Наташей, т.е. все свои против Стив сформулировал до него. И сам ход событий подтвердил его правоту. Старк, подписавший Акт, в итоге проявляет неповиновение, нарушает договор. Меня категорически не хватает на то, чтобы считать после этого их не по одну сторону со Стивом в отношении Акта.
И ещё, интересные перевертыши получаются. Формально поведение Стива - поведение анархичного подростка, который упрямо не хочет договариваться. Но на деле оно оказывается поведением взрослого, который сумел увидеть больше и дальше всех и просто настоял на своей правоте, не дав втянуть себя в путаные игры.
>>>Формально поведение Старка - это поведение взрослого, который хочет компромисса и блага для группы. Я так и думала, кстати, по спойлерам: наконец-то Тони ведёт себя как взрослый и призывает повзрослеть Стива, обычно у них наоборот. Но по сути это оказывается поведением ребёнка, который ради сохранения своей картины мира пренебрёг фактами и объективной реальностью, руководствовался чистыми эмоциями (вина, гнев, боль). Парадоксище.И ещё, по мотивам бурных дискуссий, про последнюю схватку
Мне очень понравилось, как Миссис Малфой сказала, что гнев Старка только разгорается от того, что Баки невиновен. И это подтверждается его реакцией на согласие Баки признать вину. Это крышесносная эмоция: по сути, гнев от несправедливости, за которую никому ничего не предъявишь. "Они убиты, а этот ублюдок ещё и ни при чем! Он их, возможно, даже не помнит!" У этого гнева нет точки приложения материальнее, чем проклятое мироздание, и поэтому жертв из плоти и крови он выбирает себе произвольно.
>>>Бесполезно призывать к рассудку и указывать на какие угодно обстоятельства - потому что человек во власти такого гнева сознательно рассудку помахал рукой. Мне вот прямо представилось, как на последних кадрах пленки Тони сам себе успел мысленно сказать: "Ну мужик, ну ты же не будешь, ну он же жертва и всё такое, ну поступи ты разумно, по-взрослому!.." - и сам себе ответил: "Я был разумным все три дня, вёл себя как взрослый с этим Актом, с этим Стивом, и вот к чему себя привёл, больше не намерен!"
(На самом деле, все три дня он был ребёнком, который пытается вести себя как взрослый - а не взрослым, которому вообще никак себя вести не надо, который делает своё дело, и всё. Конечно, эта игра его надорвала, как любая чужая игра).
Почему Баки не пытался оправдываться? Потому что для него и самого этих оправданий мало. Обстоятельства ничего не перечеркивают. Он считает себя виновным; когда не был виновен, как с Тчаллой, как с терактом, первыми словами сообщал об этом. А с Тони молчит. У него и стимула защищаться не было. Только защищать Стива. Я до хрена лишнего проецирую на него, но мне казалось, для него в этом бою всё было упоительно правильным: и любой хорошо нанесённый удар, и любой хорошо пропущенный. У него и улыбка, у полумертвого, такая лёгкая, потому что он со всем был согласен. Даже со смертью, был бы Стив жив.
Почему Стив не пытался Тони "убаюкать"? Помимо того, что, вообще-то, пытался, и того, что сложновато голыми руками убаюкать разъярённый танк. Я бы ещё сказала, ещё потому, что у него при чугунной воле очень хороший эмоциональный интеллект. В ЗС его хватало даже на то, чтобы удерживать ровный контакт Наташей (а уж как она раскачивала), а ещё френдзонить, как не каждый сможет, и с Фьюри разговоры вести так, чтобы понимать и быть понятым (Фьюри ведь чуть не погиб, потому что действительно проникся), и держаться против Пирса, и мотивировать толпу народу. И вернуть Баки. Стив никогда не играет, да. Но эмоциональной тупости у него нет точно.
Он очень быстро понял, что случилось с Тони. И защищал сорвавшегося Тони от него же самого. А потом послал письмо остывшему и вменяемому. Это тонко, а не тупо.
Наверное, я слишком наивна для этих фильмов )))