Физическое насилие принято считать более вредным, нежели насилие умственное. Слушая политиков, демагогов и просто идиотов, мы в худшем случае злимся или негодуем, но не думаем ставить их слова в один ряд с физической расправой, хотя зачастую немыслимый уровень неадекватности и простой человеческой глупости оказывает разрушительное воздействие на наш разум. Особенно если не задумываться об этом.

К примеру, пришел Навальный и говорит: “Вот, смотрите, у меня есть факты хищения бюджетных денег”, а грязные политики отвечают: “Да этот Навальный – агент Госдепа, шпион и Гитлер”. Истерзанный народный разум удовлетворен, он не чувствует себя жертвой насилия над здравым смыслом и логикой. Ответ его устраивает. Ну, да, какие факты, какое хищение? Как Навального можно слушать, если он – Гитлер? За что деды гибли?!

Но постойте, какое отношение имеет личность к фактам? Если есть факты хищения денег, то даже если их раскрыл Гитлер – факты остаются фактами.

Если для физической самозащиты нужно не только увернуться от атаки, но и дать сдачи, то защищаться от логического насилия можно пассивно. Надо распознать атаку и сказать “до свидания” этому источнику ерунды – телевизору, человеку или политику.

Вот основные приемы логических насильников.



Неверная интерпретация аргумента для последующей атаки. Прием довольно примитивный, излюблен фанатиками и популистами. Пример: Асхат предлагает улучшить качество учебников по русскому языку в школах республики, а сквозь поток слюней его собеседника Нацхата слышен вопрос: “Как же можно так ненавидеть родной язык?!”

читать дальше